Яшева Галина Артемовна

Наука – это опора государства, залог его богатства и экономического процветания. Ее идеи служат развитию общества, технологическому прогрессу, открывают новые созидательные пути. Ежегодно в последнее воскресенье января белорусские ученые и научные сотрудники отмечают профессиональный праздник − День белорусской науки, официально установленный в 1993 году.

Благородный труд ученого достоин уважения и восхищения. Настоящий исследователь непрерывно находится в состоянии поиска и, не останавливаясь перед трудностями, совершает яркие и удивительные открытия, от которых зависит будущее страны.

В преддверии праздника, мы встретились с заведующей кафедрой «Экономическая теория и маркетинг», доктором экономических наук, профессором Яшевой Галиной Артёмовной и поговорили о том, как добиться успеха в исследовательской деятельности, с чего следует начать путь в науку и какими качествами должен обладать настоящий ученый.

 – Расскажите, с чего начался Ваш путь в профессию?

Решение посвятить себя преподавательской и научной деятельности было принято не сразу. В начале 80-х я с отличием закончила Витебский технологический институт легкой промышленности (ВГТУ) по специальности «инженер-экономист». В дальнейшем я была распределена в Витебское производственное объединение бытовых услуг на должность начальника планового отдела. Меня пригласили на кафедру для руководства дипломным проектированием на условиях договора. Государственная экзаменационная комиссия отмечала работы, выполненные под моим руководством, как практически значимые. Это дало решающий толчок для развития моей научно-педагогической карьеры. В 1984 году меня пригласили работать в родной университет в качестве ассистента кафедры «Экономика и организация промышленности». В 1987 году я решила поступить в аспирантуру, а после, в 1999 – в докторантуру и всецело посвятить себя науке. В 2009 году я успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук. С 2010 года и по настоящее время я возглавляю кафедру «Экономическая теория и маркетинг».

– Какая сфера Ваших научных интересов? Почему Вы выбрали именно её?

– Я начала свой путь в науку с написания кандидатской диссертации «Механизм управления научно-технического прогресса в условиях перехода к рыночной экономике (на примере предприятий Витебского областного исполнительного комитета)». Изучение этого направления представлялось для меня особенно интересным и увлекательным, поэтому в дальнейшем данная тема была расширена и переросла в более серьезные научные труды. Тема моей докторской диссертации была посвящена проблеме реализации кластерного подхода в повышении конкурентоспособности предприятий легкой промышленности. На данный момент я занимаюсь разработкой неокластерного подхода, основанного на элементах Индустрии 4.0, к обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь в рамках Государственной программы научных исследований.

– Какие из Ваших научных разработок удалось реализовать на практике?

Главной моей разработкой является методология кластерного подхода к повышению конкурентоспособности предприятий легкой промышленности. После защиты докторской диссертации по этой теме в 2009 году, в 2014 году была утверждена Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь, которая, по сути, содержала предложенные мной научные положения. В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы планируется создать кластер по выращиванию и переработке льна с участием РУПТП «Оршанский льнокомбинат», РУП «Институт льна», УО «Витебский государственный технологический университет». Я искренне горжусь результатами, которых удалось достичь.

 

 

– Ваши научные труды неоднократно были отмечены почетными грамотами и дипломами. Какие из наград являются для Вас самыми ценными?

Каждая из наград представляет для меня особую ценность. В 2012 году я получила Поощрение за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь в области науки; в 2014 году – Поощрение Специального фонда Президента Республики Беларусь за особый вклад в развитие способностей одаренных учащихся и студентов по итогам 2012-2013 учебного года. Грамоту Министерства образования Республики Беларусь за многолетний труд и личный вклад в развитие университета – в 2015 году; а в 2017 году я стала Делегатом Второго Съезда ученых Республики Беларусь.

Но вместе с тем, самая главная награда для меня – это моя ученица и последовательница Вайлунова Юлия Геннадьевна, которая в настоящее время является доцентом кафедры «Экономическая теория и маркетинг». В студенческие годы она была отличницей и очень старательной, ответственной девушкой. Благодаря значительным успехам в совместной научной деятельности, Юлия Геннадьевна была неоднократно удостоена Президентской стипендии по социальной поддержке молодых ученых, а в 2017 году успешно защитила кандидатскую диссертацию под моим научным руководством. На данный момент мы продолжаем работу и осуществляем подготовку для поступления в докторантуру.

– Как известно, учитель продолжается в своем ученике. Вы являетесь руководителем многих студенческих научных проектов, которые не раз занимали призовые места на республиканских и международных конкурсах. Как Вы прививаете студентам любовь к науке и исследовательской деятельности?

Я твердо убеждена, что обучение должно быть практикоориентированным, поэтому цель моей преподавательской деятельности – дать студентам не столько академические, сколько практические компетенции. Одна из моих учебных дисциплин – это «Бизнес-планирование». Я сама имею практический опыт в разработке бизнес-планов для организаций и обучающихся на ФПКиПК безработного населения для получения субсидий на открытие бизнеса. На учебных занятиях я предлагаю студентам придумать бизнес-идею, провести маркетинговое исследование по изучению спроса на этот бизнес-продукт, разработать экономическое обоснование, спроектировать методы и инструменты по продвижению бизнес-продукта. Так рождаются идеи для стартапов. В прошлом году мы со студентами факультета экономики и бизнес-управления подготовили 12 проектов для участия в различных конкурсах, бизнес-уикендах, четыре из них стали призерами конкурсов. На факультете активно развивается стартап-движение: мой студент – Владислав Мирончик (4 курс, группа Эо-17) уже построил свой бизнес, теперь работает над его масштабированием. Студент -маркетолог Матвей Федоров (4 курс, группа Мк-32) только создает свой бизнес по электронной коммерции. У нас обучаются целеустремленные и инициативные студенты, они живо вовлекаются в исследовательский и творческий процесс, поскольку это действительно захватывающе, а результаты разработок можно будет реализовать на практике в дальнейшем. Иными словами, не следует прививать любовь к науке: если занятия увлекательные, студенты самостоятельно тянутся к знаниям.

– Какими особыми качествами должен обладать исследователь?

В первую очередь, ученый должен быть новатором, постоянно черпать и привносить свежие идеи. Он должен обладать острым критическим мышлением, подвергать сомнению гипотезы и быть убедительным в своих научных обоснованиях. Исследователь должен быть объективным, исключая личные оценочные суждения на научные явления и опираться лишь на доказательную базу. И конечно же, ни один ученый не может обойтись без таких качеств, как целеустремленность и способность четко выстраивать план действий.

– Кто является для Вас примером и источником вдохновения в профессиональной среде?

Человек, которым я действительно восхищаюсь, – Ванкевич Елена Васильевна, проректор по научной работе ВГТУ. Я помню, как в 90-е годы она пришла на кафедру экономики на должность доцента. В скором времени Елена Васильевна поступила в докторантуру, родила дочку, защитила докторскую диссертацию. Она, если так можно выразиться, «плодовитый» ученый – у нее множество научных проектов, высокая публикационная активность, своя научная школа. Елена Васильевна для многих является примером целеустремленности и трудолюбия.

 

 

– Какой совет Вы могли бы дать начинающему ученому?

Первый и главный совет, который бы я дала начинающим исследователям –определить, какую актуальную область научного знания вы хотели бы разработать, оценить, какой уникальный вклад можете сделать в ее развитие. Далее необходимо поступить в аспирантуру. В нашем университете открыли аспирантуру по специальности – «Экономика и управление народным хозяйством», решением ВАК Республики Беларусь утвержден совет по защите. Теперь у молодых преподавателей есть возможность на месте проходить весь путь обучения в аспирантуре и защиты диссертации. Второй совет – расставить жизненные приоритеты, определить, что важно, а что второстепенно. И, конечно, воспитывать в себе любовь к систематическому и ежедневному труду на пути к достижению цели.

– Поделитесь, пожалуйста, вашими профессиональными и научными планами.

В ближайшее время моей основной научной целью является развитие концепции неокластеризации в повышении конкурентоспособности национальной экономики в рамках выполнения ГПНИ. Профессиональные планы – развивать спектр услуг учебно-исследовательской лаборатории «КонсалтМаркетЦентр», в частности проводить тренинги по технологиям успешных продаж для работников банков, страховых компаний. В заключение, хочу отметить, что масштаб и ценность научных результатов зависит от плодотворной совместной работы. Я горжусь научным сообществом факультета экономики и бизнес-управления и университета в целом. Поздравляю коллег с Днем белорусской науки, благодарю за сотрудничество, профессионализм и поддержку. Желаю инновационных идей, их практического воплощения и удовлетворенности от результатов!

 

Материал подготовлен Анной Самоховец,
специалистом по связям с общественностью
Центра маркетинга и международного сотрудничества