28 июня в онлайн-формате состоялся третий форум Ассоциации вузов России и Беларуси. Витебский государственный технологический университет на Пленарном заседании форума представили ректор университета, д.т.н., профессор Кузнецов Андрей Александрович, проректор по учебной работе, к.т.н, доцент Петюль Ирина Анатольевна и начальник центра маркетинга и международного сотрудничества Романович Елена Сергеевна.

С приветственным словом выступили почетные гости Форума - заместитель министра науки и высшего образования России Бочарова Наталья Александровна и первый заместитель министра образования Республики Беларусь Старовойтова Ирина Анатольевна.

С пленарным докладом выступил президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий.  Виктор Антонович отметил, что уже второй раз площадкой диалога университетского сообщества стало глобальное информационно-коммуникационное пространство. По словам ректора, его роль в развитии всех сфер жизни стала особенно очевидной в последние два года. При этом приоритет развития и совершенствования цифровой оболочки цивилизации предельно понятен именно представителям университетской среды.

Академик В.А. Садовничий напомнил участникам форума о том, что главными инструментами, набирающими темп и масштаб цифровой трансформации, становятся технологии искусственного интеллекта, вопросы развития которого все чаще попадают в фокус внимания не только научного сообщества, но и руководства государства. По словам В.А. Садовничего, цифровая квалификация необходима всем – и представителям естественнонаучных специальностей, и гуманитариям.

Говоря о планах, Виктор Антонович анонсировал масштабный проект для белорусских студентов «Летний университет 2021», координатором которого стал Псковский государственный университет. С 4 по 18 июля 2021 года 675 студентов различных специальностей из вузов Беларуси примут участие в проекте, в реализации которого задействованы 12 университетов из 7 федеральных округов России.

Дальнейшей интеграции в научно-образовательной сфере будут способствовать разработанные и подписанные рядом университетов двусторонние дорожные карты сотрудничества. Все уже имеющиеся планы сотрудничества учтены в общей Дорожной карте научного и образовательного сотрудничества университетов России и Беларуси, которая будет актуализирована по итогам данного Форума.

С пленарным докладом также выступил председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования Беларуси, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники профессора Вадим Анатольевич Богуш. В ходе своего выступления Вадим Анатольевич  представил вниманию участников анализ российско-белорусского сотрудничества в области высшего образования и науки, особо подчеркнув значимость ежегодного проведения форума Ассоциации вузов России и Беларуси.

Далее, участники Форума приступили к обсуждению проекта резолюции Форума и проекта Дорожной карты о сотрудничестве российских и белорусских университетов. 

Продолжилась работа секционными заседаниями в трех секциях:

  1. «Университеты и общество» (модератор – ректор ГУО «РИВШ» Ю.П. Бондарь)
  2. «Университетская наука и высокие технологии: от идеи к коммерциализации» (модератор – ректор УО «БНТУ» С.В. Харитончик)
  3. «Опыт дистанционного обучения и цифровизации университетов» (модератор – ректор УО «БГУИР» В.А. Богуш)

От Витебского государственного технологического университета в работе третьей секции «Опыт дистанционного обучения и цифровизации университетов» приняли участие декан заочного факультета к.т.н., доцент Ковальчук Елена Александровна, начальник центра информационных технологий Ринейский Константин Николаевич и начальник учебно-методического отдела Петухов Виталий Викторович.

В ходе выступлений в рамках первой секции «Университеты и общество» ректоры и представители университетов России и Беларуси поделились опытом социальной ответственности, общественных проектов своих вузов – это патриотическое воспитание, волонтерское движение, проекты в области кадрового потенциала, устойчивого развития.

В качестве предложений для итоговой резолюции форума были высказаны идеи о совместном использовании российскими и белорусскими учеными научных баз данных; создании двусторонних лабораторий и «зеркальных» методических центров по актуальной проблематике; увеличении числа совместных публикаций; реализации двусторонних проектов, направленных на развитие кадрового потенциала; дальнейшем развитии молодежного и культурного сотрудничества.

В рамках работы второй секции «Университетская наука и высокие технологии: от идеи к коммерциализации» ректоры университетов России и Беларуси представили свои научные исследования и совместные научные проекты, а также выделили приоритетные направления дальнейшего научного сотрудничества. Было предложено взаимодействие в рамках реализации концепции кластера в новой форме – тетрады (наука, бизнес, производство и образование). Активное сотрудничество уже ведется по таким направлениям, как материаловедение, металлургия, биология и химия, энергетика, инженерия, экология, биотехнологии и социальные технологии. Среди перспективных научных направлений было выделено: приборостроение, искусственный интеллект, большие данные.

В качестве финальных предложений для внесения в резолюцию была озвучена идея о включении белорусских вузов в университетские консорциумы в рамках проекта «Приоритет 2030», а также об организации сотрудничества российских и белорусских университетов с промышленными предприятиями и коммерческими компаниями.

Основные вопросы, которые обсуждались в рамках третьей секции «Опыт дистанционного обучения и цифровизации университетов», были посвящены организации дистанционного обучения. Участники секции выделили основные задачи, с которыми столкнулись университеты в рамках организации дистанционного обучения, среди которых выстраивание индивидуальной образовательной траектории, реализация творческого потенциала обучающегося, индивидуализация обучения каждого студента, использование новейших технологий в обучении, а также взаимодействие с иностранными студентами. Представители университетов подчеркнули, что большинство иностранных студентов на данный момент продолжают обучаться в дистанционном формате. Было отмечено, что обучение, аттестационные мероприятия, проведение государственной итоговой аттестации также были организованы в онлайн формате. Отдельное внимание было уделено созданию портала «Работа в Союзном государстве». Такой портал, по мнению участников, поможет организовать единый рынок труда России и Беларуси, где будет зафиксирована не только информация о стаже работника, но и информация о внеучебной деятельности студентов, которая также должна учитываться при трудоустройстве выпускников. В целом, представители университетов отметили, что необходимо в будущем создать единое информационное и образовательное пространство Союзного государства, а также необходимо обмениваться опытом в организации учебного процесса в онлайн формате. Отдельное внимание планируется уделить прокторингу и идентификации студентов, а также их вовлеченности в образовательный процесс.

По итогам форума выработаны рекомендации по дальнейшему повышению социально-гуманитарного потенциала высшей школы, академического и культурного сотрудничества в рамках Союзного государства на основе общего исторического наследия России и Беларуси, развитию цифровизации образования и  повышению эффективности дистанционного взаимодействия.