Великий экономист должен обладать редким сочетанием талантов… Он должен быть – в известной мере – математиком, историком, государственным деятелем и философом. Он должен мыслить символами и хорошо владеть словом. Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с лёгкостью касаться абстрактного и конкретного. Он должен изучать настоящее в свете прошлого – ради будущего. Ничто в человеческой природе и институтах общества не должно ускользать от его внимания. Он должен быть одновременно целеустремлённым и обращённым к небу, как истинный художник, но при этом твёрдо стоять на ногах и быть практичным, как политический деятель.
Джон Кейнс

Витебский государственный технологический университет – один из старейших вузов, в котором ведётся подготовка высококвалифицированных специалистов экономического профиля по большому перечню специальностей.

Кафедра «Экономика, организация и планирование предприятий текстильной и лёгкой промышленности» была создана в УО «ВГТУ» в 1965 году; в 1971 году был основан инженерно-экономический факультет (с 1978 года он был переименован в экономико-технологический факультет, с 1997 года – в экономический, с 2017 года – в факультет экономики и бизнес-управления).

На тот момент выпуск специалистов экономического профиля, помимо ВТИЛП, осуществляло лишь несколько вузов страны.

В 90-х годах XX века в связи с коренной реструктуризацией экономики подготовка специалистов по экономическим специальностям была открыта более чем в половине вузов Республики Беларусь. Экономисты нашего университета занимали и по сей день занимают среди них весьма достойное место.

В первые годы после создания факультета конкурс среди поступающих составлял 6,5 человек на место практически по каждой специальности. Более 50% абитуриентов были выпускниками, имеющими золотые и серебряные медали.

В настоящее время в состав факультета экономики и бизнес-управления входит пять кафедр:

  • «Экономика» (заведующая кафедрой – Касаева Тамара Васильевна, кандидат технических наук, доцент).
  • «Экономическая теория и маркетинг» (заведующая кафедрой – Яшева Галина Артёмовна, профессор, доктор экономических наук).
  • «Финансы и коммерческая деятельность» (заведующая кафедрой – Прокофьева Нина Леонидовна, кандидат экономических наук, доцент).
  • «Менеджмент» (заведующая кафедрой – Савицкая Татьяна Борисовна, доцент, кандидат технических наук).
  • «Математика и информационные технологии» (заведующий кафедрой – Джежора Александр Александрович, доктор технических наук, доцент).

С 1997 года факультет выпустил более 3900 специалистов, в том числе 53 иностранных специалиста, для национальной экономики и экономики Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана и других стран.

На данный момент в УО «ВГТУ» по экономическим специальностям обучается более 1000 студентов, что составляет 35% от общего числа студентов университета. При этом более 54% всех обучающихся на внебюджетной основе студентов получают образование по специальностям, закреплённым за факультетом экономики и бизнес-управления.

Подготовку студентов осуществляют квалифицированные преподаватели и ведущие специалисты-практики. Приятно отметить, что среди преподавателей, заведующих кафедрами, деканов – свои выпускники, которые успешно трудятся на благо университета.

Высокий уровень экономической подготовки в УО «ВГТУ» отмечается студенческими наградами, например, только в 2018 году:

  • на XII Международном студенческом научном форуме «Студенческая научная зима в Бресте-2018» на онлайн олимпиаде по финансам и кредиту «Искусство финансовой мысли-2018» студенты ФЭБУ завоевали 5 дипломов I степени и дипломы II и III степени за выступления с докладами на секции «Актуальные направления развития финансово-кредитной сферы экономики»;
  • на ежегодном конкурсе на знание предмета «Бухгалтерский учёт», организованном общественным объединением «Белорусская ассоциация бухгалтеров», по итогам 2017-2018 учебного года УО «ВГТУ» признан лучшим вузом Беларуси по подготовке бухгалтеров;
  • на VII Международной экономической олимпиаде среди студентов высших учебных заведений специальностей экономического профиля студенты экономического факультета нашего университета заняли почётное 2 место.

Неоднократно студенты ФЭБУ становились Лауреатами премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов. Среди 42 стипендиатов в УО «ВГТУ» 27 – это студенты и выпускники экономического факультета. Каждый шестой выпускник факультета – обладатель диплома с отличием.

Экономисты УО «ВГТУ» известны в стране и за её пределами благодаря не только качественной подготовке студентов, но и высокому уровню научно-практических мероприятий, проводимых в стенах университета. В 2001 году по инициативе и силами кафедр факультета была организована первая экономическая научно-практическая конференция, которая стала традиционным знаковым событием в научной жизни не только нашего университета, но и экономической науки Республики Беларусь. Ежегодно на данной конференции присутствуют специалисты белорусских и зарубежных образовательных и исследовательских учреждений, представители государственных органов управления, субъектов хозяйствования разных стран: Беларуси, Российской Федерации, Республики Польша, Украины, Латвии, Казахстана, Португалии, Болгарии и др. Благодаря конференциям экономический факультет стал узнаваемым за пределами Республики; появились международные проекты и начало активно развиваться международное сотрудничество в рамках программ академической мобильности. Факультет первым инициировал подготовку по совместным программам двойных дипломов, начал осуществлять подготовку специалистов по дистанционной форме получения образования, стал пионером в реализации программ академической мобильности студентов, первым предложил возможность получения второго высшего образования по закреплённым на ФЭБУ специальностям. Кафедры факультета тесно сотрудничают с предприятиями и организациями Витебского региона.

Несомненно, такой грандиозный успех и признание авторитета среди коллег – это заслуга коллектива факультета экономики и бизнес-управления.

Об основных направлениях научной деятельности в области экономики, о перспективах выпускников-экономистов, а также о дальнейших научных и исследовательских планах мы решили поговорить с проректором по научной работе УО «ВГТУ», доктором экономических наук, профессором Еленой Васильевной Ванкевич.

Ванкевич Елена Васильевна в 1987 году окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства имени В.В. Куйбышева, в 1994 году – аспирантуру Белорусского государственного экономического университета, в 2001 году – докторантуру Белорусского государственного экономического университета. Работает в УО «ВГТУ» с 1996 года, с 3 ноября 2011 года – в должности проректора по научной работе. В 2005 году Елена Васильевна стала победителем ежегодного открытого Республиканского конкурса на назначение стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым учёным. За результаты научной и учебно-методической деятельности ей было присвоено звание «Человек года Витебщины-2009» в номинации «Образование и наука». В 2012 году Ванкевич Е.В. была установлена ежемесячная персональная надбавка за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие Республики. Елена Васильевна награждена Почётными Грамотами Министерства образования Республики Беларусь (2006 и 2015 годы), Почётной Грамотой Администрации Октябрьского района г. Витебска (2005 г.), Почётной грамотой УО «ВГТУ» (2016 г.) и Почётной Грамотой Витебского областного исполнительного комитета (2016 г.). Ванкевич Е.В. принимала участие в международных проектах Программы Развития ООН (ПРООН) и Европейского фонда образования в качестве национального эксперта по рынку труда, неоднократно привлекалась Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для разработки практических задач. Под её научным руководством в университете был выполнен ряд научно-исследовательских тем и проектов по проблеме рынка труда, занятости, управления человеческими ресурсами в организации. Елена Васильевна приглашалась в качестве члена научного комитета на международные конференции в Польше, Латвии, Беларуси, России, Украине. Ванкевич Е.В. является членом Совета УМО вузов Республики Беларусь по экономическому образованию, членом Советов по защите диссертаций при БГЭУ и БНТУ. Елена Васильевна – автор более 300 научных публикаций, включая 8 монографий (в т.ч. 5 единолично). Ряд её статей опубликован в журналах, включённых в национальную информационно-аналитическую систему «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ) и SCOPUS. Индекс Хирша равен 10.

Елена Васильевна, расскажите, пожалуйста, о своей научной деятельности.

– Мои научные интересы связаны с рынком труда, проблемами занятости и безработицы. Этой проблеме была посвящена и кандидатская, и докторская диссертации. После защиты докторской диссертации я прошла конкурсный отбор в совместный проект Программы Развития ООН (ПРООН) и Министерства труда и социальной защиты РБ «Развитие диалога и партнёрства на региональном уровне по предотвращению роста безработицы и бедности при реструктуризации градообразующих предприятий» в качестве национального эксперта по рынку труда. Эта была интересная практическая работа, где пилотной площадкой для апробации выступило известное белорусское предприятие – «Стеклозавод «Неман». После этого были ещё четыре аналогичных проекта, которые позволили на практике апробировать многие разработки для конкретных предприятий и регионов (например, систему кадровой диагностики и определения потенциала избыточной численности работников, методику социально ответственного высвобождения персонала, систему диагностики рынка труда и для предупреждения роста социальной напряженности в моногородах, предложения для включения в программу занятости населения и др.), провести серию обучающих семинаров со специалистами региональных и областных служб занятости по данным вопросам, а также значительно изменить свой подход к преподавательской деятельности – он стал более практико-ориентированным, а не учебно-академическим.

Ещё одним важным направлением научной работы является выполнение заданий государственных программ научных исследований и отдельных научно-исследовательских работ. Например, в 2005 году я руководила заданием НИР «Разработать методологию формирования рынка труда Союзного государства», выполняемую по заказу НИИ труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, результаты которой включены в Единую методологию государственного регулирования общего рынка труда, одобренную Советом Министров Союзного государства. В 2009 году по заданию Министерства труда и социальной защиты РБ совместно со своими учениками я выполнила работу «Разработать направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов в Республике Беларусь (на примере лёгкой промышленности), мер по согласованию рынка образовательных услуг и рынка труда в условиях инновационного развития и с учётом глобализации мировой экономики».

По сути, эта работа стала основой направления, которым занимаюсь в настоящее время – как национальный эксперт по рынку труда привлекаюсь Европейским фондом образования (ЕФО) в рамках Платформы 2 Восточного Партнёрства в работе по формированию в стране информационно-аналитической системы рынка труда и прогнозирования потребности экономики в кадрах. В рамках данной работы в 2016 году по заказу ЕФО я выполнила проект «Информационно-аналитическая система рынка труда и прогнозирования навыков в Беларуси: базовый анализ и развитие потенциала». Выступала с докладами по данной тематике на семинарах в Маастрихте (Нидерланды), Праге (Чехия), Дублине (Ирландия), Минске, изучала лучшие европейские практики в этом вопросе (опыт Финляндии, Франции, Латвии, Чехии, Ирландии, Нидерландов, Италии и др.). В каждой стране сложилась своя комбинация используемых методов анализа и прогноза рынка труда и потребности в кадрах. Республика Беларусь формирует свою систему – с учётом особенностей рынка труда, институционального строения, традиций, национальных ориентиров формирования социально ориентированной инновационной экономики. Это интересная и многоплановая работа, которая основана на взаимодействии Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики, Министерства образования, Национального статистического комитета и направлена на подготовку специалистов с востребованными навыками и компетенциями с учётом перспектив развития рынка труда и цифровизации экономики. Она охватывает все уровни экономической системы и нацелена на содействие органам государственного управления, предприятиям, учреждениям образования и главное – населению – в определении перспективных востребованных навыков и компетенций, их выбор и формирование, устранение дисбалансов на рынке труда. Большая роль в этом процессе принадлежит непосредственно учреждениям образования.

Какой Вы видите основную проблему трудоустройства выпускников и пути её решения?

– Проблема трудоустройства выпускников является одной из наиболее актуальных задач для современного рынка труда, так как быстрое развитие экономики, её цифровизация порождают потребность в новых компетенциях и навыках, а система образования на этот вызов реагирует с определённым временным лагом. В силу этого на рынке труда всегда параллельно существуют дефицит и избыток кадров в разрезе разных профессионально-квалификационных групп. В этих условиях важно, во-первых, иметь достоверную и полную информацию о состоянии рынка труда и прогноз его развития и, во-вторых, иметь инструменты для помощи студентам в трудоустройстве и принятии решений о занятости.

Следует отметить, что Республика Беларусь не единственная страна, которая сталкивается с данными проблемами. Вопросы повышения «трудоустраиваемости» выпускников за счёт формирования системой образования востребованных навыков, сотрудничества всех заинтересованных министерств и структур в настоящее время становятся доминирующими в вопросах политики занятости многих стран. Например, в этих целях во многих странах проводится отслеживание трудоустройства выпускников (так называемое «tracer studies») – это специальный вид исследования, основанный на опросе выпускников по поводу востребованных компетенций, вклада различных учебных дисциплин в их формирование, нехватки конкретных компетенций, исследование их трудоустройства и формирования трудовой карьеры. Такие исследования проводят университеты либо исследовательские центры по заказу учреждений образования и даже отдельных подразделений (факультетов, программ). Например, в Нидерландах Исследовательский центр образования и рынка труда Маастрихтского Университета (ROA) начал проводить такие отслеживания с 70-х годов ХХ века. На данный момент ими сформирована собственная информационная база о рынке труда выпускников в Нидерландах, представляющая интерес для учреждений образования, органов государственного управления и непосредственно для людей, принимающих решения о выборе профессии. В Чехии аналогичные обследования трудоустройства выпускников проводит Национальная обсерватория занятости и обучения (NOET). Часто такие исследования заказывают учреждения образования (или даже деканаты) для получения информации о взаимосвязи между трудоустройством выпускников (их успехом на рынке труда) и полученными компетенциями или (в рамках более масштабных исследований) для анализа сферы высшего образования (где отслеживание трудоустройства выпускников является частью исследования наряду с мониторингом вакансий, опросом работодателей и преподавателей, анализом статистических данных). Результаты таких исследований помогают усовершенствовать профиль учебной программы, усилить определённые направления в них, например, выявить перспективные профили (которые пользуются спросом у работодателей), сильные и слабые стороны в подготовке, установить связь между компетенциями и индивидуальными характеристиками выпускника (пол, расположенность к гуманитарным или математическим навыкам, успеваемость и пр.) и полученным рабочим местом (продолжительность контракта, заработная плата, карьерный рост и пр.). Такие выводы невозможно получить по результатам статистических данных. Аналогичное исследование в УО «ВГТУ» мы провели в 2009 году в рамках проекта «Равновесие на рынке труда Республики Беларусь: методология формирования и инструментарий реализации». Сейчас уже данные работы проводятся многими университетами в рамках сформированных внутренних университетских структур – центров содействия трудоустройству выпускников, центров карьеры.Особенно приятно отметить, что в процессе исследований и организации научных мероприятий постепенно сложился коллектив единомышленников на факультете экономики и бизнес-управления, которым я очень дорожу, так как неоднократно нам приходилось решать очень сложные задачи. И в развитии университета, его узнаваемости среди других университетов в нашей стране и за рубежом этим людям принадлежит огромная роль.

Ещё один очень приятный аспект деятельности преподавателя – видеть, как растут, взрослеют и достигают высоких результатов твои ученики. Я очень горжусь своими учениками – со многими из них начинала работу ещё с курсового и дипломного проектирования. В настоящее время среди них есть руководители организаций, представители органов государственного управления, преподаватели. Так постепенно формируется команда, которая развивает научную тематику по рынку труда и занятости в нашей стране.

Елена Васильевна, в преддверии Дня экономиста позвольте поздравить Вас и Ваших коллег с профессиональным праздником и пожелать новых научных достижений и успешной реализации всех ваших идей и проектов.

– Спасибо большое за поздравление. Разрешите также и мне поздравить весь коллектив факультета экономики и бизнес-управления нашего университета, моих коллег – экономистов из других университетов, а также организаций Республики Беларусь, наших студентов и выпускников с нашим профессиональным праздником! Настоящую инновационную экономику невозможно построить только на технических (даже самых прорывных) разработках, без коммерциализации этой разработки на рынке, экономического обоснования целесообразности её производства, стратегии продвижения на рынке и расчёта затрат, оценки эффективности инвестиций, мотивации персонала и многих других задач, решением которых и занимаются экономисты. Поэтому профессия экономиста, наполняясь новыми функциями и задачами, так важна для дальнейшего развития. Разрешите пожелать вам вдохновения и сил, устойчивой положительной материальной и моральной отдачи от всех инвестиций и вложенных ресурсов! Пусть вам во всём сопутствуют удача и успех, в профессиональной жизни покоряются новые вершины и легко преодолеваются возможные препятствия, а в ваших семьях царят гармония и любовь!